Для человека всегда было важно заниматься любимым делом. Когда деятельность относится к "любимому делу", тогда и результат в ней будет более эффективным, будет нести положительное подкрепление и формировать положительную обратную связь. Такая деятельность будет выполняться с минимальным внутренним напряжением.

В каких же случаях такое происходит:

  1. Деятельность должна нравиться;
  2. Должны быть определенные способности (как правило врожденные) к такой деятельности (соответствие требованиям деятельности);

Следует также отметить, что утверждение по п. 2 усиливает утверждение по п. 1. Утверждение по п. 1, как правило, является краткосрочным по времени.

Большинство систем, которые выявляют склонности человека к определенному виду деятельности построены по типу анкет, содержащих утверждения о разных видах деятельности. Таким образом, человек будет выбирать те утверждения, которые он считает правильными (соответствующим его "картине мира"). Но "картина мира" может быть ошибочной. Причины могут быть разные: это и воздействие рекламы, воспитания и т.д. Последствия такого "выбора" всем понятны.

В Экспертной системе комплексного анализа личности (ЭСКАЛ) определение видов деятельности, которые в большей степени подходят человеку, основано на определении базовых способностей. Далее эти способности сравниваются с базой знаний экспертных оценок по видам деятельности. На основании этого сравнения выдается результат, в котором отражается уровень напряжения, необходимый для успешной реализации деятельности.

Отчет может быть представлен как по видам деятельности вообще, так и по должностям в типовой коммерческой организации.

Пример отчета в общем по видам деятельности:

Профессии, виды деятельности

Руководители, администрирующий персонал, летчики стили
Фоторепортеры, журналисты, дизайнеры стили
Предпринимательство, менеджмент, адвокаты, активная общественная деятельность, переводчики, артисты стили
Менеджер, работники искусства стили
Машинисты, диспетчеры, воспитатели, учителя младших классов, преподаватели гуманитарных наук стили
Работники сферы обслуживания, секретари стили
Экономисты, бухгалтера, инженеры, механики, делопроизводители, хранители архивов, преподаватели точных наук, научные сотрудники стили
Каскадеры, артисты цирка, спортсмены, прокуроры, программисты, работники ручного труда стили

 

Для типовых должностей в коммерческой организации отчет примерно выглядит следующим образом:

Типовые должности

Бухгалтер стили
Экономист стили
Маркетолог стили
Менеджер по продажам стили
Креативный менеджер стили
Менеджер по работе с клиентами стили
Инспектор по кадрам стили
Менеджер по рекламе и PR стили
Лидер проекта стили

 

Уровень напряжения определяется цветом и расположением "бегунка". "Зеленый" - минимальное напряжение, "Желтый" - средний уровень, "Красный" - очень высокий уровень напряжения (прогноз для деятельности негативный).

У человека при выборе профессии (вида деятельности) может быть сформировано некоторое представление о ней. Например, "мне нравятся самолеты, хочу работу (профессию) с ними". Как мы понимаем, очень много профессий задействовано с понятием "самолеты". В таком случае все будет зависеть от способности выполнять (решать) определенные задачи.

В Экспертной системе комплексного анализа личности также в базе знаний собраны экспертные оценки таких задач.

Т.е. на следующем уровне профориентации, даже при негативном общем прогнозе, можно найти те задачи в деятельности, которые человек будет успешно выполнять.

Известный физиолог академик И.П.Павлов, изучавший закономерности взаимодействия высшей нервной деятельности со всем организмом, также придерживался гиппократовской типологии, перенося обобщенный опыт экспериментального исследования собак на человека. Связывая психические процессы с жизнедеятельностью биологического субстрата мозга, он экспериментально выделил четыре типа высшей нервной деятельности: в первую очередь - сильный и слабый, из них сильный в трех вариантах - уравновешенный, стабильный и подвижный, а слабый - только один, подвижный. Характеристики силы или слабости сугубо условны и ориентированы на интенсивность электрической активности головного мозга.

Сильный уравновешенный тип Павлова соответствует гиппократовскому сангвинику, сильный стабильный - флегматику, сильный подвижный - холерику, слабый подвижный - меланхолику. Вслед за работами психофизиологов появились и другие, в которых приведенные выше типологические варианты повторялись или уточнялись.

Но на самом деле в природе все организованные структуры в значительной степени подчиняются закону симметрии, вплоть до атома. В живом мире там, где проявляется известная асимметричность, в основе ее все же лежит некая общая симметрия. Лишь небольшие отклонения от нее придают всеобщему особенные черты.

Так Людмила Николаевна Собчик предлагает следующую теорию личности.

Согласно данной типологии, реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:

1) реакция, силы, которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования - агрессия в отношении других);

2) реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования -суицид, аутоагрессия).

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто "слабому" и чисто "сильному". Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием индивидуалистической самоуглубленности и упрямства с интроверсией и представляет собой инертность (тугоподвижность) установок настойчивой, но отгороженной личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности, с формально-логическим мышлением. Другой - лабильный - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, художественным типом восприятия.

На основании вышесказанного была разработана векторная теория, которая положена в основу Экспертной системы комплексного анализа личности (ЭСКАЛ - Оценка личности).

Так вектору V1 соответствует сильный тип высшей нервной деятельности (ВНД), по совокупности проявляемых признаков это Координирующий преимущественный тип поведения (первоэлемент по восточной философии: "Огонь").

Вектору V2 - смешанный тип ВНД по лабильному типу, это Стимулирующий тип преимущественного поведения (первоэлемент - "Воздух").

Вектору V3 - слабый тип ВНД, это Содействующий тип преимущественного поведения (первоэлемент - "Вода").

Вектору V4 - смешанный тип ВНД по ригидному типу, это Контролирующий тип преимущественного поведения (первоэлемент - "Земля"). 

 

Результирующий вектор для конкретной личности (респондента) - V5. Угол V5 отклонения определяет преимущественный тип поведения личности и определенный набор базовых качеств. Величина этого вектора - характеризует силу проявления этих качеств.

Таким образом, для наглядности в цвете, получаем следующее представление.

 

При оценке условий (требований) деятельности (жизнедеятельности) к человеку в тех же координатах, получим некий результирующий вектор V6. 

В таком случае разность между векторами V5 и V6 будет указывать на величину внутреннего напряжения личности, направленной на реализацию требований деятельности. Уровень этого напряжения является важным фактором в развитии психосоматических расстройств и заболеваний, что показано в практических исследованиях и отражено в научных статьях, а также приведено в патентах на ЭСКАЛ.

Темперамент, как центральное образование в структуре психодинамических свойств, определяет динамическую, процессуальную сторону психики человека и отвечает на вопрос «как?». Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности, темпа, быстроты, ритма и интенсивности того, что составляет динамику психических процессов и состояний. В.С.Мерлин считает, что к психодинамическим свойствам относят: 

1) свойства, отражающие характер протекания психической деятельности по времени (скорость возникновения, прекращения и течения процесса, темп и ритм изменения);

2) интенсивность психического процесса (активность, сила эмоций и др.);

3) направленность психики (экстра-интроверсия).

По его мнению, темперамент рассматривается как энергетическая характеристика психических свойств.   Отличительные признаки темперамента – относительная независимость от содержания и ситуации деятельности (формальные свойства) и обусловленность свойствами нервной системы.

Темперамент характеризует не уровень и содержание  достижений человека, а способ  этих достижений. Именно эта характеристика темперамента тесным образом связывает темперамент с задатками, поскольку они совместно характеризуют динамическую характеристику психической деятельности. Темперамент можно считать неспецифической характеристикой психической деятельности, поскольку он проявляет себя во всех ее сферах: эмоциональной, познавательной, волевой.

Тип темперамента определяет наиболее оптимальный для каждого индивида  способ социально-биологического приспособления  к изменяющимся условиям существования, т.е. генетически заложенный для каждого индивида свой путь выживания. При реализации такого (индивидуального) пути адекватная системная реакция организма при любых адаптационно-приспособительных реакциях (в том числе и при адаптации к условиям профессиональной деятельности) достигается при минимальных тратах внутренних ресурсов. Следовательно, если человек выберет деятельность наиболее близкую по своим требованиям (профессионально важным качествам) к имеющимся у него качествам, в существенной степени определяемым типом темперамента, то такая деятельность будет наиболее эффективна, т.е. вызывать минимальное внутреннее напряжение и сопровождаться высоким качеством и положительными эмоциями. При этом снизится риск раннего профессионального выгорания и возникновения психосоматических заболеваний, источником, которых могла быть профессиональная деятельность.

В процессе развития человека на его базовую основу (темперамент) накладывается отпечаток социума (поведение в семье, обучение, получение новых навыков и т.д.) и формируется характер, появляются различные желания, стремления, потребности, формирующие мотивационную направленность личности.

Достаточно часто качества человека, которые были генетически определены типом темперамента, сильно видоизменяются при формировании его характера и мотивационной направленности. Как сама личность, так и окружающие, по результатам беседы или проведения психологических обследований с помощью опросников легко могут описать эти видоизмененные качества. Контроль над ответами респондента осуществляет кора головного мозга, в результате чего они опосредованы представлением человека о самом себе и могут быть весьма субъективны. Для снижения контроля коры головного мозга и объективизации получаемого результата можно использовать, например, ограничение времени на ответ, однако полностью исключить контроль, не изменяя сознания личности, не удается.

Первые дошедшие до нас упоминания о наиболее общих типах человеческого темперамента связаны с именем Гиппократа. Этот мудрый человек и наблюдательный врач еще во втором веке до нашей эры поделил человечество на четыре типа, ставя их в зависимость от преобладания в теле той или иной жидкости: крови (сангва), черной желчи (меланхолеа), желтой желчи (холеа) или белой жидкости (флегма). Поэтому, считал Гиппократ, у одних характер сангвинический (активный, жизнелюбивый), у других - меланхолический (пессимистичный, впечатлительный и ранимый), у третьих - холерический (неустойчивый, порывистый, нервозный), а у четвертых -флегматичный (спокойный, медлительный).

Темперамент по Гиппократу - это "смесь" разных жизненных "соков" в разной пропорции. В те времена (II век до нашей эры) считалось святотатством вскрытие тела, поэтому представление об устройстве человеческого организма было в буквальном смысле этого слова поверхностным. Позже известный всему миру прославленный немецкий философ Иммануил Кант касался этой типологии в своих трудах, признавая ее правомерность.

Сегодня сами наименования, которые дал Гиппократ типам темпераментам, мало о чем могут говорить не специалистам. А специалисты продолжают спорить, какой из типов кому противопоставляется.

Но это все европейский подход. На востоке, гораздо раньше возникло учение об Инь и Ян, а также о первоэлементах: Огонь, Воздух, Вода и Земля.

 

Думаю, что тысячи лет назад и что тысячи лет вперед, пока не измениться физика нашей Вселенной всем будут понятны эти первоэлементы и что они в себе несут.

Следует также отметить, что на Востоке придают важное значение движению этих элементов (взаимному перетеканию), которое отражено в концепции Инь и Ян.

Учение об Инь и Ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами Инь и Ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.