Первые дошедшие до нас упоминания о наиболее общих типах человеческого темперамента связаны с именем Гиппократа. Этот мудрый человек и наблюдательный врач еще во втором веке до нашей эры поделил человечество на четыре типа, ставя их в зависимость от преобладания в теле той или иной жидкости: крови (сангва), черной желчи (меланхолеа), желтой желчи (холеа) или белой жидкости (флегма). Поэтому, считал Гиппократ, у одних характер сангвинический (активный, жизнелюбивый), у других - меланхолический (пессимистичный, впечатлительный и ранимый), у третьих - холерический (неустойчивый, порывистый, нервозный), а у четвертых -флегматичный (спокойный, медлительный).

Темперамент по Гиппократу - это "смесь" разных жизненных "соков" в разной пропорции. В те времена (II век до нашей эры) считалось святотатством вскрытие тела, поэтому представление об устройстве человеческого организма было в буквальном смысле этого слова поверхностным. Позже известный всему миру прославленный немецкий философ Иммануил Кант касался этой типологии в своих трудах, признавая ее правомерность.

Сегодня сами наименования, которые дал Гиппократ типам темпераментам, мало о чем могут говорить не специалистам. А специалисты продолжают спорить, какой из типов кому противопоставляется.

Но это все европейский подход. На востоке, гораздо раньше возникло учение об Инь и Ян, а также о первоэлементах: Огонь, Воздух, Вода и Земля.

 

Думаю, что тысячи лет назад и что тысячи лет вперед, пока не измениться физика нашей Вселенной всем будут понятны эти первоэлементы и что они в себе несут.

Следует также отметить, что на Востоке придают важное значение движению этих элементов (взаимному перетеканию), которое отражено в концепции Инь и Ян.

Учение об Инь и Ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами Инь и Ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.